?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Режиссер: Роман Полански
Сценарий: Рональд Хорвуд по автобиографии Владислава Шпильмана,
Композитор: Войцех Килар
Оператор: Павел Эдельман.

В главной роли: Эдриан Броуди
В ролях: Томас Кречманн, Франк Финли, Эд Стоппард, Эмилиа Фокс, Дэниэл Калтаджироне

Награды:
2003 — лучший актёр, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий — (Оскар)
2003 — лучший фильм — (BAFTA)
2002 — лучший актёр, лучший оператор, лучший режиссёр, лучший фильм, лучший композитор, лучший звук — (Сезар)
2003 — лучший актёр, лучший режиссёр, лучший фильм, лучший сценарий — (Приз Национального общества кинокритиков США)
2002 — Золотая Пальмовая ветвь — (Каннский кинофестиваль).

Неудивительно, что режиссером «Пианиста» является Роман Полански, человек, переживший Холокост, сбежавший из Краковского гетто и потерявший мать в Освенциме. Не думаю, что Полански ставил цель сделать автобиографичный фильм, просто, учитывая судьбу самого Полански, схожую с судьбой Владислава Шпильмана, известного польского пианиста еврейского присхождения, фильм не мог не получиться автобиографичным.


Полански крайне тщателен. Он не сочиняет и не живописует, а будто бы скрупулезно восстанавливает, не пропуская ни одного момента, ни одной будничной детали. Он чужд развлекательности, он вместе со зрителем наблюдает, как еврейский пианист Владек мучительно выживает, прячась, питаясь объедками, словно крыса.

Фильм можно разделить на две части. Первая поэтапно рисует картинку Варшавы, захваченной нацистами, ухудшение положения евреев в обществе, ношение повязки со звездой Давида на рукаве, появление гетто, жизнь в нем, казни, массовые истребления евреев. Все подробно, реалистично, даже натуралистично, что смотреть порой просто невозможно и не смотреть невозможно тоже. Особенно впечатляет то, как Полански сохраняет какую-то дистанцию от происходящего на экране, он показывает, как его герои очень быстро начинают существовать в окружающем их ужасе и не фиксируются на нём — на многое приходится закрывать глаза или воспринимать как данность, иначе слишком просто сойти с ума.

Вторая часть четко начинается с момента спасения Владека Шпильмана (Эдриан Броуди), с его побега с поезда на Треблинку, куда увезли всю его семью. Вернее, это еще не спасение – это шанс на жизнь, который выпал Шпильману, и теперь ему придется думать, как распорядиться этим шансом. И в этой части Полански сводит все внимания зрителя к главному – к человеку, который остался один, к человеку, запертому в чужих квартирах, наблюдающему из окна сначала на восстание в гетто, а потом и на Варшавское восстание. Основная линия – человек наедине со своими страхами в окружении нечеловеческого ужаса войны. Полански не будет лезть к вам в голову на протяжении всего фильма, он просто фиксирует томительную жизнь Шпильмана в тишине, нарушаемой лишь артобстрелами и выстрелами за окном, с фантастической достоверностью показывая быт Владека день за днем — закончилась еда, закончилась вода, звуки за стеной, стук в дверь, взгляды в окно, необходимо спрятаться, затаиться, найти еду. А на фоне – нацисты жгут трупы, расстреливают зачинщиков восстаний, выжигают целые кварталы. Война неумолимо катится на Запад.

Сменив несколько пристанищ, Владек находит убежище на чердаке прилично сохранившегося особняка, в крошечной деревянной будке. Но этот же особняк облюбовали фашисты, и в нем располагается штаб отступающей немецкой армии. Ночью Шпильмана обнаруживает офицер СС (Томас Кречманн). Узнав, что Владек музыкант, он просит его сыграть что-нибудь на стоящем тут же фортепиано, и Шпильман наконец, после нескольких лет игры на воображаемых роялях, играет. Потрясённый офицер решает оставить его жить на чердаке и снабжает едой. А на дворе 1944 год и офицер не питает никаких иллюзий относительно исхода войны и информирует Владека, сколько тому еще нужно подождать.

Финал фильма может показаться несколько натянутым – Владек возвращается на польское радио, где работал и до войны, и улыбается также открыто, как будто не он пережил весь тот кошмар.

Особенно стоит отметить то, что фильм абсолютно не пафосен, несмотря на существующую опасность тематики Холокоста – легко скатиться в надоедливо-неискренний пафос. Вот тут-то и сказывается тщательная последовательность Полански. Даже сцена, когда Владек играет для немецкого офицера, не отдает патокой и сиропом. Более того, на мой взгляд, она не стала ключевой, хотя наверняка таковой задумывалась.

Фильм, рассказывающий о судьбе отдельно взятого человека, не героя, но человека, чьей основной целью стало одно – выжить, выжить любой ценой, с легкостью, на которую не все согласны, открывает глаза на Холокост как явление.






Profile

Монти Бёрнс
film_box
моё кино

Latest Month

May 2008
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek